Меню Рубрики

Воспитание ротвейлера

Вы принесли в дом симпатичного, привлекательного восьминедельного медвежонка, и теперь, кем он станет, как себя будет вести, в значительной степени зависит от вас. Начать обучать вашего питомца никогда не поздно. Ротвейлеры чрезвычайно умны, и владельцу щенка следуетчетко установить, какие поведенческие стереотипы от него требуются. Щенки этой породы вырастают до средних или крупных размеров, и поведение, приемлемое для десятикилограммового малыша, станет неприятным и даже опасным для взрослой собаки весом в 40—60 кг.

Официально обучение щенка можно начинать с «детсадовского» (подготовительного) класса (Puppy Kindergarten classes), который имеется во многих клубах.

Вашему маленькому ротвейлеру нужно и поиграть, но игры не должны требовать от него больших усилий, а тем более утомлять. И еще — ему нужно время для спокойного отдыха. Просто помните, что щенок постоянно учится и вырастет именно таким, каким вы его воспитаете.

Воспитание ротвелера

Вы общаетесь со своим щенком, изменяя тон голоса, а также посредством поводка и ошейника. Ротвейлеры растут довольно быстро, так что вам придется часто проверять, не жмет ли ему ошейник. Именно из-за этого, а также потому, что металлическая цепочка-удавка небезопасна для маленького щенка, я предпочитаю кожаные или нейлоновые ошейники с пряжкой. Металлический или нейлоновый ошейник-удавка понадобятся, когда вы приступите к дрессировке по послушанию.

Щенкам ротвейлеров доставляет огромное удовольствие украшать дом метками от своих зубов, и, если вы не хотите модернизировать комнаты в стиле «мы чесали молочные зубы», было бы неплохо обзавестись клеткой. Она вряд ли украсит ваш декор, но позволит сохранить массу вещей и защитит от нервных срывов. Впервые посадив в нее щенка, не удивляйтесь, если он чуть поканючит и выразит свое недовольство.

Если вы будете поощрять его голосом или лакомством, то вскоре клетка будет ассоциироваться у него с приятными ощущениями. Это хорошая идея кормить его в ней, а также укладывать спать. Скоро вы обнаружите, что ваш питомец считает клетку своим домом и прибежищем и станет заходить в нее по собственной воле.

Когда ваш малыш ротвейлер достигнет пяти-шестимесячного возраста, можете записать его в класс дрессировки по послушанию.

Воспитание ротвелера

Курсы начинаются с отработки основных навыков по послушанию: усадки, укладки, выдержки, подходу при подзыве и хождению рядом. Ротвейлер крайне сообразительная собака и работает с удовольствием, лишь бы угодить вам, поэтому вы, вероятнее всего, захотите продолжить ее обучение, чтобы привести ее к титулу CD. Он присуждается АКС, если собака набрала для этого должное количество квалификационных очков (170—200) на трех испытаниях по послушанию в классе Новичков.

От нее требуется, чтобы она умела свободно двигаться на поводке и без него, спокойно стоять в выставочной стойке для осмотра, подходить при подзыве, сидеть на выдержку в течение минуты и лежать на выдержку три минуты. Хотя часто ротвейлеры вы полняют эти навыки небрежно и с ленцой, едва умудряясь набрать минимальное для звания число квалификационных очков. Нравится вам это или нет, но собака работает так, как ее этому учат.

Следующий уровень дрессировки по послушанию — за титул CDX. Он присуждается АКС после того, как собака набрала должное для этого количество квалификационных очков (170—200) на трех испытаниях по послушанию в Открытом классе. В число упражнений на этом более сложном уровне входят: хождение рядом без поводка, укладка по команде при подзыве, аппортировка на ровной местности и с преодолением препятствий: барьера (прыжок в высоту) — обычно высотой в 86—91 см и рва (прыжок в длину) — обычно в 170—180 см; усадка на выдержку в течение трех и укладка на выдержку в течение пяти минут (при этом проводник находится в укрытии).

Воспитание ротвелера

На этом уровне ротвей леры также могут отлично работать. Для обучения аппортировке существует много разных методов, постарайтесь выбрать такой, какой наиболее подходит для вас и вашей собаки. Ротвейлеры со здоровыми тазобедренными и плечелопаточными суставами вполне могут преодолеть требуемую для них высоту (обычно в 90 см). Ее могут взять даже ротвейлеры со слабо выраженной степенью диспла-зии тазобедренного сустава.

Во время тренировки совершенно не обязательно заставлять собаку прыгать на полную высоту, но, разумеется, время от времени такие прыжки просто необходимы. Однако такой тяжелой собаке, как ротвейлер, не рекомендуется много прыгать. По этой же причине, если ей нет одного—полутора лет или развитие ее костяка еще продолжается, собаку не следует вы ставлять на испытаниях по послушанию в Открытом классе на титул CDX.

Самый сложный уровень испытаний по послушанию в АКС — за титул UD. Он присваивается собаке, трижды набравшей должное для этого количество квалификационных очков (170—200) на испытаниях по послушанию в. Пользовательном классе. От нее требуется следующее: выполнение упражнений по сигналам (по команде жестом рукой), выборка двух предметов с оставленным на них запахом, направленная аппортировка, направленное преодоление препятствий и осмотр в группе.

Воспитание ротвелера

Хождение рядом, выставочная стойка для осмотра, укладка, усадка и подход при подзыве выполняются собакой только по команде проводника жестом. При выборке проводник передает эксперту два предмета (кожаный и металлический) с оставленным на них собственным запахом, которые тот кладет незаметно для собаки среди точно таких же. Собака должна разыскать, взять и принести его проводнику. При направленной аппортировке в одном из концов ринга на равном расстоянии друг от друга укладываются три рукавицы.

Проводник, находящийся в центре ринга, указывает собаке на ту из них, которую ей следует принести, причем она должна принести именно ее, а не другую. При направленном преодолении препятствий проводник, стоящий в центре, посылает собаку на противоположный конец ринга. Та должна развернуться к нему и сесть по его команде. Препятствия (легкоатлетический барьер и глухая стенка) располагаются перпендикулярно к боковым сторонам ринга на расстоянии 5,5 м друг от друга.

Эксперт показывает проводнику, какое препятствие предстоит преодолеть собаке первым, и он подает ей команду. Та выполняет ее и садится рядом с проводником. Тот снова посылает собаку на другой конец ринга, где она разворачивается к нему и садится.

Теперь он подает ей команду для преодоления второго препятствия. Выполнив команду, собака вновь садится рядом с проводником. При групповом осмотре собаки должны находиться в выставочной стойке на выдержку, чтобы эксперт мог осмотреть каждую из них.

Воспитание ротвелера

Как вы видите, пользовательная собака должна быть безукоризненно выдрессированной, и ротвейлеры часто достигают этого высокого уровня.

Для прохождения испытаний по следовой работе на титул TD, а именно по нормативам АКС, ротвейлера обучают взятию следа и прохождению маршрута длиной в 400—450 м с оставленным на нем запахом, который прокладывается от 30 минут до 2 часов до испытаний и имеет не менее двух поворотов, причем хотя бы два из них должны располагаться на открытой местности, где нет оград или других препятствий, которые могут послужить подсказкой собаке или проводнику.

Собака работает в шлейке на поводке длиной в 6—12 м. В конце следового пути кладется какой-нибудь не бросающийся в глаза предмет, вроде перчатки или бумажника, который собака должна обнаружить и указать на него проводнику (это так называемая задняя аппортировка).

Недавно АКС добавил более сложный уровень в испытаниях по следовой работе — за титул TDX. При этом за 3—4 часа до испытаний прокладывается маршрут с оставленным на нем запахом длиной в 750—900 м. При этом его пересекают два отвлекающих следа (при испытаниях за титул TD их нет) и имеется три оставленные вещи, которые собака должна разыскать и указать на них проводнику.

Воспитание ротвелера

Если при проложении маршрута на титул TD устанавливаются два флажка, указывающие его направление, то при испытаниях за титул TDX имеется один флажок, указывающий лишь на начало следа, не более. Кроме того, при скрадывании следа на нем имеется оставленная вещь, чтобы собака вновь могла разыскать его (она служит ей наводкой).

Из ротвейлеров получаются отличные розыскные собаки. Они выносливы, охотно и заинтересованно работают по следу. Лучше всего начинать натаску по следу щенка трех—пятимесячного возраста, когда тот сам начинает принюхиваться к чему-то. Однако учиться никогда не поздно, и более взрослые ротвейлеры (вплоть до девятилетних) завоевывали титулы по следовой работе.

К счастью, у нас есть книга, которая является бесценным помощником при натаске собак для проработки следа. Это «Розыскная собака — теория и методы» Глена Р. Джонсона, выпущенная издательством «Арнер» (Arner Publications, Inc., 8140 Colorado Lane, Rome, New York 13440).

Методы дрессировки, предложенные мистером Джонсоном, требуют много времени и очень суровы: шесть дней в неделю, час—полтора в день. Однако мистер Джонсон гарантирует, что каждый, кто последует его методам, сможет заработать титул TD уже через восемь недель.

При натаске щенков лучше несколько модифицировать изложенную в его книге программу. Последовательная работа в течение шести дней в неделю полезна, но, учитывая возраст и размеры щенка, количество следовых дорожек должно быть небольшим, а их длина — короткой, тогда это даст положи тельные результаты. Общий же план и схема, предложенная мистером Джонсоном, оказались очень полезными.

Воспитание ротвелера

Одна из интригующих вещей оказалась в том, что при проработке следа собака проявляет способность, природу которой человек так до конца и не понял. О запахах и работе по следу существует много теорий, однако никто с полной определенностью не знает, почему же все-таки собака следует по нему. Никто, кроме самой собаки, разумеется. Она делает это потому, что ее об этом попросили. Нельзя заставить ее идти по следу. Она идет по нему просто потому, что ей это нравится, потому, что вы сделали ее работу по следу приятной, потому, что в конце его ее ждет вознаграждение.

Умение работать в паре является необходимостью при следовой работе. Натасчик должен понимать действия и реакции своей собаки и полностью полагаться на ее способность идти по следу. Это настоящее партнерство, равного которому нет ни на выставках, ни на испытаниях по послушанию, и основывается оно на взаимном уважении и до верии.

Прежде всего помните о том, что работать с ротвейлером и полезно, и увлекательно. Каждая собака — это личность, и основывать методы дрессировки вы должны на своем и ее характере. Все собаки отзываются на терпение, на стойчивость, любовь и похвалу.