Меню Рубрики

Как летит птица?

Дальнейшие события при взлете – дело техники. Чем выше скорость, тем меньше нужны расставленные «маховые пальцы», скоро они складываются вместе, и крыло становится крылом самолета, а не винтом вертолета. Уже при скорости 3-5 м в секунду большинство птиц может спокойно планировать, не утруждая себя «вертолетными» проблемами, а просто опираясь на подъемную силу крыла.

Как летит птица?

Однако хочешь не хочешь, а эту скорость надо поддерживать. Остается только выяснить, что толкает птицу вперед? Где зашиты в ней те самые моторы, винты, турбины, реактивные двигатели и прочая атрибутика, создающая тягу на произведениях авиационного искусства человека? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то из орнитологов считает, что тяга возникает в момент опускания крыла, кто-то – в момент поднимания. Как обычно все по-своему правы.

Как летит птица?

Первая точка зрения традиционна, но небезупречна. Действительно, махнул крылом вниз, подвернул его при этом чуть назад – и «дал тягу». Но так бывает только тогда, когда именно махнул крылом. Махнул, а не двинул. Беда в том, что от глаз и сознания человека часто скрывается то, что птица при движении в воздухе уже не машет крыльями, а все-таки двигает ими, так же как плывущий человек не машет, а гребет руками.

Как летит птица?

С этой точки зрения тяга при опускании крыла совсем необязательна, особенно если учитывать, что именно при движении крыла вниз оно работает как плоскость, создающая подъемную силу. Другое дело, совершенно нелепое, с точки зрения человека, движение крыла вверх. Оно кажется бесполезным — разве что вернуть крыло в удобное и необходимое положение. Однако именно при этом движении птица за счет наклона крыла создает тягу внешней его частью. Крыло-то идет вверх, а вот воздух, стекающий с него, устремляется назад и дает ту самую тягу.

Как летит птица?

Так что поднимание крыла не совсем бесполезное занятие, в этот момент оно по сути, превращается в винт самолета. Способов управления полетом у птицы масса. Пока она планирует или парит, ее механика и действия мало чем отличаются от механики аэроплана и действий пилота. Те же закрылки, предкрылки и элероны, те же рули высоты. Наверное, и те же навыки-рефлексы. Захотел полететь помедленнее – выставь закрылки или раздвинь маховые. Захотел повернуть – выдвигай элероны или делай так, чтобы одно из крыльев подтормаживало. Выше, ниже? Нет проблем, работай хвостовым оперением.

Как летит птица?

Главное при этом не свалиться в штопор, чтобы поток воздуха не сорвался с верхней поверхности крыльев, ведь вопреки распространенному мнению, основная подъемная сила действует на крыло сверху, а не снизу Чем быстрее и ровнее поток воздуха, обтекающий эту сторону крыла, тем лучше оно к нему «прилипает». Именно поэтому верхняя поверхность крыльев птиц покрыта более плотным и прочным пером.